Надежда на излечение есть. Но, не для всех.

На сегодняшний день определено и описано более 200 подтипов слабоумия. Как выяснилось, при внешне похожих проявлениях разные типы деменции существенно различаются. Недавно исследователи обнаружили, что в одном из таких случаев деменцию можно вылечить, но весь фокус в том, чтобы его правильно диагностировать…

Когда Джон Абрахам начал сходить с ума в конце 2019 года, его семья сразу же испугалась самого худшего. Абрахам всегда обладал крепким здоровьем, но теперь, в 80 лет, он вдруг обнаружил, что с трудом заканчивает фразы. “Я разговаривал с людьми, и вдруг последнее слово не приходило мне в голову”, - вспоминает он. - Я полагал, что это просто особенность старения, и искал способы обойти ее.” В течение нескольких недель начали развиваться дальнейшие беспорядочные формы поведения. Семья Абрахама вспоминает, что он часто засыпал посреди разговора, иногда выкрикивал странные комментарии на публике, а ночью просыпался каждые 15 минут, иногда галлюцинируя. Его сыну Стиву диагноз казался неизбежным. “Я был убежден, что у моего отца слабоумие”, - говорит он. - Я не мог поверить, что все это происходит с такой скоростью. Это было похоже на слабоумие на стероидах.”

Деменция – это не просто одно заболевание-она имеет более 200 различных подтипов. За последнее десятилетие неврологи стали все больше интересоваться одним конкретным подтипом, известным как аутоиммунная деменция. В этом состоянии симптомы потери памяти и спутанности сознания являются результатом воспаления мозга, вызванного неконтролируемыми антителами – известными как аутоантитела, – связывающимися с нейронной тканью, а не лежащим в основе нейродегенеративным заболеванием. Принципиально это означает, что в отличие от почти всех других форм деменции, в некоторых случаях ее можно вылечить, и неврологи становятся все более искусными как в выявлении, так и в лечении ее.

В больнице Джона Рэдклиффа Оксфордского университета невролог Сарош Ирани является одним из ведущих мировых экспертов в лечении неврологических заболеваний, вызванных нарушением иммунной системы. Когда Абрахам был госпитализирован под его наблюдением в начале января 2020 года после припадка, Ирани вскоре понял, что источником его проблем было аутоантитело, нацеленное на белок в мозге под названием LGI1. Главным признаком была скорость наступления, одна из ключевых отличительных черт аутоиммунной деменции. “Симптомы обычно проявляются очень быстро, - говорит Ирани. “В течение нескольких недель или месяцев у пациентов развиваются проблемы с памятью, и они меняют свое поведение и личность. У пациентов с нейродегенеративными формами деменции могут развиться двигательные расстройства или судороги, но это обычно происходит позже, как только начинается дегенерация. При аутоиммунной деменции это ранние проблемы.”

Абрахам прошел курс лечения под названием плазмообмен, цель которого-отмыть кровь от болезнетворных антител. Эффект был почти мгновенным. “Для меня это вызвало полную трансформацию, за один или за два дня”, - говорит он. – «Моя семья приехала навестить меня в больнице, и они были шокированными произошедшими изменениями.» Такие стремительные улучшения часто начинаются сразу со старта лечебного курса.

“Пациенты могут перейти от пребывания в доме престарелых, неспособные общаться, к возвращению на работу, и даже снова способные водить машину”, - говорит Эоин Фланаган, невролог из Клиники Майо в Рочестере, штат Миннесота, одного из немногих центров в мире наряду с исследовательской группой Ирани, которая активно изучает аутоиммунную деменцию. Аутоимунная деменция составляет менее 5% всех от всех случаев деменции и это одна из причин, почему это состояние, хотя и редкое так важно идентифицировать. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что его часто путают с другими формами этой болезни. Среди пациентов с аутоиммунной деменцией, которые успешно лечились в клинике Майо (США) в период с 2002 по 2009 год, у 35% первоначально был неверно диагностирована болезнь Альцгеймера либо болезнь Крейтцфельдта-Якоба.

“Многие пациенты старше 60 лет неправильно диагностируются", - говорит доктор Фланаган из клиники Майо. Это вызывает беспокойство, потому что в случае неправильного диагноза таким людям назначают нейродегенеративный курс лечения, в то время как иммунотерапия могла бы им реально и быстро помочь.Но аутоиммунная деменция также является иллюстрацией более широкой тенденции. За последние 15 лет были выявлены поддающиеся лечению заболевания по всему спектру неврологических заболеваний от эпилепсии до рассеянного склероза и психиатрии, вызванные аутоантителами, связывающимися с различными частями мозга и центральной нервной системой.

“Это стало одной из самых захватывающих областей неврологии”, - говорит невролог Сарош Ирани. “Во всех этих группах болезней есть подгруппы, которые имеют излечимые заболевания. Если вы врач по деменции, то у небольшого процента ваших пациентов есть шанс на выздоровление.”

По материалам The Guardian